ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ

Трудовой кодекс Российской Федерации с комментариями

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Трудовой кодекс РФ с комментариями

 

Раздел 13. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД.РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

   

Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Назад к списку статей

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

КОММЕНТАРИЙ:
Комментарий к статье 353

§ 1. В 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 г.) (далее - Конвенция МОТ N 81) (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698) и тем самым обязалась иметь систему инспекций труда, инспекторы которых обязаны обеспечивать соблюдение трудового законодательства, включая нормы об охране труда. Это должны быть государственные органы, персонал которых состоит из государственных служащих (ст. 6 данной Конвенции).

§ 2. Сегодня государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим правовым институтом трудового права, одним из основных способов защиты трудовых прав работников.

Под функциями по контролю и надзору понимаются, в частности: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, регистрации актов, документов, прав, объектов.

Указанный надзор и контроль осуществляется системой государственных органов, обеспечивающих закрепленные в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ нормы о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Обязанность такой защиты реализуется в деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционное производство обеспечивает применение и толкование конституционных и иных правовых норм о правах и свободах человека и гражданина, обязательных для органов государственной власти.

§ 3. Принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются предметом ведения федеральных органов государственной власти (см. ст. 6 ТК).

В статье 353 ТК указывается круг органов, которые вправе осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, сфера их влияния. Это федеральная инспекция труда, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях экономики России, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472) в ст. 1 целью деятельности прокуратуры называет защиту прав и свобод человека и гражданина. Весь правоохранительный механизм государства, который в настоящее время постепенно реорганизуется и совершенствуется, подчинен этой цели. В соответствии с процессуальным законодательством РФ органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью решений, выносимых судами общей юрисдикции по трудовым спорам.

При осуществлении надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов трудового законодательства органы прокуратуры не подменяют другие надзорно-контрольные органы, перечисленные в ст. 353 ТК и осуществляющие свои функции в соответствии с законом.

§ 4. При рассмотрении вопроса об органах, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, следует учитывать изменения, произошедшие в структуре федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 20 мая 2004 г.). В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Указом Президента РФ определены также функции этих органов исполнительной власти, включая функции по обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Деятельность органов, полномочных осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, распространяется на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

§ 5. В Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 20) предусмотрено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, требований по охране труда осуществляется федеральной инспекцией труда - единой централизованной системой государственных органов.

Государственная инспекция труда действует на основании Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 "О федеральной инспекции труда" (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760). Это единая федеральная централизованная система государственных органов надзора и контроля, которая с 2004 г. действует в системе Федеральной службы труда и занятости, подведомственной Минздравсоцразвития РФ. Государственная инспекция труда (далее - Гострудинспекция) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда во всех организациях, у всех работодателей на территории Российской Федерации.

§ 6. Наряду с Гострудинспекцией государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности входит в функции специализированного федерального надзора: Госгортехнадзора, Госсанэпиднадзора, Госэнергонадзора, Госатомнадзора - каждого в своей сфере действия.

Действуют они в соответствии с утвержденными о них Положениями (см. комментарии к ст. 366 - 369 ТК).

§ 7. Часть 4 ст. 353 ТК предусматривает, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства. Действуют они как единая федеральная централизованная система на основании ст. 129 Конституции РФ и Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 8. Ст. 366).
Назад к списку статей