ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Трудовой кодекс РФ с комментариями |
|||
Раздел 12. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ |
|||
Глава 55. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ |
|||
Назад к списку статей | |||
Статья 351. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений |
|||
Примечание: Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами. |
|||
Комментарий к статье 351
§ 1. Наименование ст. 351 дополнено работниками теле- и видеосъемочных коллективов, а также таким видом работ, как экспонирование произведений. Соответственно расширен круг творческих работников, трудовые отношения которых могут регулироваться с особенностями на основании ст. 351 ТК. § 2. Текст ст. 351 отражает круг работников и виды работ, упомянутые в ее наименовании, и содержит перечень вопросов, которые в отношении этих работников могут быть решены с особенностями по сравнению с общими нормами трудового права. В перечень таких вопросов включены: 1) особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха, в том числе: а) перерывов технологического и (или) организационного характера; б) продолжительности ежедневной работы (смены); в) работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) оплаты труда. В связи с тем, что в ст. 351 на эти вопросы указано "в частности", приведенный в ней перечень не является исчерпывающим. Возможны и другие вопросы, решаемые в отношении творческих работников и профессиональных спортсменов иначе, чем других работников, на которых распространяются общие нормы трудового права. § 3. В комментируемой статье указывается также на то, что особенности регулирования труда творческих работников и профессиональных спортсменов в соответствии со ст. 252 Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Для правильного понимания возможностей органов, принимающих нормы об особенностях регулирования труда названных категорий работников и содержания этих норм, необходимо иметь в виду ст. 5, 6, 8, 371, 372 ТК. Подробнее об этом см. § 1 - 4 комментария к ст. 252. § 4. В комментируемой статье также предусмотрены вопросы, по которым особенности могут быть установлены трудовыми договорами. Это: 1) продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94); 2) работа в ночное время (ст. 96); 3) работа в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113); 4) оплата труда в выходные нерабочие праздничные дни (ст. 153); 5) оплата времени простоя (ст. 157); 6) направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие дни работников в возрасте до 18 лет (ст. 268). В ст. 94, 96, 113, 153 и 157 содержится прямое упоминание о творческих работниках и профессиональных спортсменах, а ст. 268 специально посвящена этим категориям работников. В соответствии с упомянутыми статьями указанные в них вопросы могут быть решены как в нормативном порядке (см. § 3), так и в трудовом договоре, т.е. путем индивидуального регулирования (см. § 5 комментария к ст. 252). § 5. Рекомендация ЮНЕСКО "О положении творческих работников" от 27 октября 1980 г. под творческим работником подразумевает любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя таким образом в их создании, которое считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое таким образом способствует развитию искусства и культуры и которое призвано и требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является оно или нет членом какой-либо ассоциации. Представляется, что Трудовой кодекс рассматривает творческих работников именно с учетом их трудовой связи с работодателем. Упомянутая Рекомендация ЮНЕСКО предусматривает, что государства-члены должны в случае необходимости обеспечивать творческим работникам с помощью соответствующих законодательных мер свободу и право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору, а также свободу присоединения к таким организациям, если они этого желают, и обеспечивать организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры и занятости, включая профессиональную подготовку творческих работников, а также в определении условий труда творческих работников. В Рекомендации ЮНЕСКО содержатся также положения об условиях занятости, труда и жизни творческих работников, их профессиональных и профсоюзных организациях. § 6. Комментируемая статья посвящена творческим работникам организаций различного профиля. Труд в каждой из перечисленных категорий работников имеет особенности и регулируется трудовым законодательством с учетом этих особенностей, что отражается в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах. О некоторых особенностях регулирования труда работников культуры см. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (Ведомости РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3172; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 10). § 7. Кроме ст. 351 в ТК РФ содержатся нормы, касающиеся допустимости и порядка привлечения определенных категорий творческих работников к работе в выходные, нерабочие и праздничные дни (см. ч. 3 ст. 113), оплате их труда в эти дни (см. ч. 3 ст. 153), а также об условиях заключения трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках (см. ч. 4 ст. 63). Например, Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329, устанавливает, что: 1) отношения работников театра регулируются законодательством РФ о труде и гражданским законодательством; 2) в соответствии с законодательством РФ формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов работников театра, виды и размеры доплат и надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются театром самостоятельно; 3) обязательное социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников театра и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством РФ; 4) условия труда и отдыха, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие льготы для работников устанавливаются театром в порядке, определенном законодательством РФ (см. пп. 39 - 42 Положения о театре в Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615; 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5225). Что касается гражданского законодательства, упомянутого в Положении, то оно имеет отношение преимущественно к соглашениям работников театра с другими зрелищными организациями, студиями и т.п. Постановлением Минтруда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 утвержден Порядок оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов. Постановлением Минтруда РФ от 6 августа 1999 г. N 33 в него внесены дополнения и изменения (Бюллетень Минтруда РФ. 1999. N 9. С. 10; 2003. N 1. С. 5). § 8. В ст. 351 ТК упомянуты также профессиональные спортсмены. Их правовое положение в основном определено Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2206; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5271). Этот Закон определяет понятие профессионального спортсмена и устанавливает общие положения о порядке регулирования их трудовых отношений: 1) спортсмены-профессионалы заключают контракты с профессиональными спортивными объединениями; 2) контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ; 3) контракт представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно- спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды; 4) контракт подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ; 5) контракт о спортивной деятельности должен содержать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт может содержать и другие условия и обязательства; 6) физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ (см. ст. 24, 25 Федерального закона от 29 апреля 1999 г.). Названный Закон, кроме того, решает вопросы, связанные с переходом спортсменов в другие физкультурно-спортивные организации (см. ст. 26). Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены- профессионалы могут в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" объединяться в профсоюзы (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 29 апреля 1999 г.). Кроме ст. 351 о профессиональных спортсменах упоминается в ст. 113 и 153 ТК. При определенных условиях и в определенном порядке Кодекс допускает привлечение профессиональных спортсменов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (см. ч. 3 ст. 113) и порядок установления оплаты их труда в эти дни (см. ч. 3 ст. 153). О разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках работников сборных команд РФ по видам спорта см. Постановление Минтруда России от 4 июля 2002 г. N 48 (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 7. С. 78). § 9. Раздел XII ТК не исчерпывает всех особенностей регулирования трудовых отношений. Многие категории работников, в условиях труда которых имеются особенности, в нем не упомянуты. § 10. Так, особенности регулирования труда предусмотрены также для следующих категорий работников: 1) гражданских служащих - см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636); 2) муниципальных служащих - см. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224); 3) судей - см. Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей", с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792); судей Конституционного Суда РФ - см. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447); 4) сотрудников органов прокуратуры - см. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции от 17 ноября 1995 г.), с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 2004. N 35. Ст. 3607); 5) инвалидов - см. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563); 6) ветеранов - см. Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах", с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168); 7) доноров - см. Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1993. N 28. Ст. 1064); 8) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в других случаях - см., например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, с изменениями от 18 июня 1992 г. N 3061-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости РСФСР. 1992. N 32. Ст. 1861); 9) работников угольной промышленности - см. Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81- ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", с последующими изменениями (СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607); 10) в условиях чрезвычайного и военного положения - см. Федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753) и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (СЗ РФ. 2001. N 5. Ст. 375); 11) некоторых других категорий работников. |
|||
Назад к списку статей |